Когда к нам, в Universe Music, обратился клиент с необычной задачей – создать пакет информационных звуков для неигрового приложения, мы немного удивились, так как основная деятельность нашей студии – это разработка звукового сопровождения для видеоигр. Но, согласитесь, чем сложнее задача, тем она интереснее, поэтому мы взялись за неё с огромным энтузиазмом.

Приложение, которое нужно было озвучить, представляло собой торгово-аналитическую платформу для профессиональной работы с торговыми биржами. Работая с программой, трейдерам (а это основные пользователи приложения) приходится воспринимать и обрабатывать одновременно большой объём информации, поэтому звук должен облегчить их диалог с приложением. Иными словами, помочь трейдерам ориентироваться в информации, уведомлять их о разных действиях и важных событиях на рынке.

До того как обратиться в Universe Music, клиент пробовал самостоятельно подставлять в программу звуки из бесплатных источников. При этом получалась смесь из разных по стилю и громкости звуков, раздражающая слух. Чтобы получить на выходе наиболее гармоничный саунд-дизайн, мы построили работу на таких трёх «китах».

Кит первый, или её величество стратегия

Как мы уже писали, целевая аудитория приложения – трейдеры. Это люди преимущественно аналитического склада ума. Они отслеживают и обрабатывают много информации, при этом проводят в приложении достаточно долгое время в течение суток. Какие звуки им нужны? Максимально ёмкие и лаконичные, чтобы доносить информацию за минимальное время. Также они должны быть ненавязчивыми и не резкими, но в то же время выразительными.

Визуально приложение выполнено в неброских серо-синих тонах, позволяющих сосредоточиться на сути происходящего. На экране таблицы, графики и цифры. Все выглядит очень упорядоченным и в то же время находится в непрерывном процессе изменений, подчиняющихся чётким законам. Какая стилистика звуков подойдёт? Абстрактное звучание, ассоциирующееся с технологичностью. Кроме того, решили воздержаться от космических, металлических и прочих резких звуков, а также практически не использовать аналоговые звуки (то есть те, которые издаются реальными предметами в физическом мире), а генерировать совершенно новые.

Правда, при создании звуков начала и окончания торговой сессии мы немного отошли от общей концепции и сделали их похожими на классический звон колокола, который звучал ранее на бирже и оповещал, что сейчас в Нью-Йорке 9:30 и можно начинать торговлю (или, наоборот, сворачивать торги). Дань традиции, не иначе.

Кит второй, или звуковая картина с эмоциями

Чтобы создать звуки для какого-либо приложения, будь то игра или мессенджер, нужно для начала с ним познакомиться — поработать в нем, понять его основные функции, узнать портрет целевой аудитории, определить назначение того или иного звука. И здесь мы столкнулись с первой трудностью — высокий порог входа в приложение. Если ты не имеешь понятия, как работать на биржах, какие операции нужно осуществлять и за чем следить, тебе очень трудно освоить функционал приложения даже за несколько дней. Невозможно составить список звуков и определить их значимость для пользователя. Ты видишь на экране графики, сотни цифр, незнакомых слов и аббревиатур, которые тебе ни о чем не говорят и при этом ежесекундно меняются. Выглядит это вот так:

Даже использование опции обучения, предусмотренной в программе, тебе мало что дает. Это как управлять танком, который ты до этого не видел вообще никогда. Для решения этой проблемы требуется плотное взаимодействие саунд-дизайнера с командой разработчика или с привлеченным консультантом — человеком, компетентным в данном вопросе. В нашем случае освоить работу с приложением помогло плотное взаимодействие с командой разработчика, они провели необходимый ликбез.

Вторая трудность — дифференциация звуков. В программе может быть несколько десятков звуков. Оставаясь абстрактными, они должны быть запоминающимися, чтобы пользователь их четко различал и связывал с нужным событием.

В торговле на биржах скорость получения информации в некоторых случаях играет критическую роль. К примеру, вы торгуете условной нефтью и заключаете сделки в объёмах миллионов баррелей. Риски большие, впрочем, как и выгода. В приложении вы установили настройку, чтобы система уведомила вас, если вдруг цена на нефть будет опускаться ниже 50 у.е. за баррель или подниматься выше 55 у.е. Когда это случится, неизвестно. Пропустите момент – вы потеряли деньги. Графики долгое время не меняются. Вы открыли новости в другом окне и читаете. Вдруг звучит сигнал, и вы понимаете, что нужно бросать все дела и срочно продавать/покупать нефть. Вы узнали это по звуку вашей программы и не упустили нужный момент. Для вас этот звук был узнаваемым, информативным и действительно важным, он помог вам заработать или не потерять деньги.

В связи с этим мы решили добавить таким важным предупреждающим звукам эмоциональный окрас, чтобы пользователь мог понять: произошло что-то важное или что-то неотвратимое.

Все звуки в приложении можно условно разделить на 2 типа:

1. Уведомления системы, звуки интерфейса. Эти звуки несут информацию том, что пользователь совершил какое-то действие (например, вход в приложение, клик по кнопке, сообщение системы о подтверждении действия и пр.) или просто уведомляют о системных событиях (появление новостей, доступно обновление программы и т.д.) Требования к таким звукам — быть ненавязчивыми и соответствовать по стилю визуальной части программы.

2. Звуки для действий с торговыми операциями. На них лежит очень важная миссия — помогать трейдеру мониторить ситуацию на рынке.

Вместе с заказчиком мы прописали степень значимости каждого звука для пользователя, и какую эмоцию может содержать каждый звук.

Пример таблицы:

Событие

Описание звука

Важность для пользователя

1

Ордер создан

Часто повторяющийся ненавязчивый звук, подтверждающий создание пользователем документа. Позитивное звучание.

нейтральный информационный звук

2

Ордер отклонен

Системный звук с отрицательным оттенком, информирует пользователя о том, что в процессе создания ордер не был принят на сервере.

важный предупреждающий звук

3

Сообщение о недостатке денег на счету

Звук оповещает о том, что денег на счету пользователя недостаточно, и все его текущие позиции принудительно закрываются. Ситуация необратимая.

очень важный уведомляющий звук

4

Срабатывание алерта

Ожидаемое пользователем событие, поэтому звук с позитивной эмоциональной окраской. Должен отличаться от всех остальных. Это функция типа будильника, который устанавливает пользователь на желаемое событие (цена достигает заданную тобой, или баланс доходит до заданного значения).

очень важный уведомляющий звук

5

Завершение компиляции с успехом

Короткий позитивный звук

информационный звук

6

Завершение компиляции с ошибкой

Короткий негативный звук

информационный звук

Как добиться выразительности звука, позитивной или негативной окраски — это уже результат манипуляций саунд-дизайнера с частотами, громкостями, миксом разных звучаний и прочего колдовства.

Кит третий, или тестирование до победного

При тестировании готовых звуков в приложении мы столкнулись ещё с одним нюансом. Некоторые действия в приложении могут происходить с большой частотой, например, создание или исполнение ордера. Из-за этого звук, привязанный к такому событию, повторяется несколько раз в секунду, что производит эффект пулемёта. Пришлось дополнительно обработать такие звуки, чтобы убрать из них резкость и сделать благозвучными для ушей при частом повторении. Благодаря этому нам удалось создать эффективную систему оповещений звуковыми сигналами, которая используется в программе до сих пор, хотя с момента нашей работы над проектом прошло уже более двух лет.

Разрабатывая звуки для разных неигровых приложений, мы заметили такую закономерность. Людям, создающим сложный технологический продукт, бывает трудно мыслить музыкальными категориями. Как бы подробно вы ни описали конкретный звук, два человека поймут это описание по-разному и воспримут готовый звук субъективно. Это не болтик, который можно начертить с конкретными параметрами длины/диаметров/шага резьбы и получить по этому чертежу точно задуманный предмет. Важно это понимать и терпеливо искать нужные слова и определения в непрерывном диалоге с заказчиком, даже если у вас есть «три кита» или другой проверенный рецепт успеха!